​ПАМЯТИ РАВИЛЯ БУХАРАЕВА

Море бытия, сутолок и сплетен...

Для чего же я, если не бессмертен?

Все короче путь, все острее плата

за печаль вдохнуть воли и заката...

Равиль Бухараев

1983

ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВА

ЛОНДОН-ВСЕЛЕННАЯ-ВЕЧНОСТЬ
СКОРО БУДЕТ ГОД С ТОГО ДНЯ, КОГДА РАВИЛЬ ОКЛИКНУЛ МЕНЯ ТИХИМ ГОЛОСОМ: "ЛИДА... ЛИДА...". НО Я УСЛЫШАЛА ЭТОТ ЗОВ, ХОТЬ И БЫЛА НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ, В НАШЕЙ СПАЛЬНЕ-МАНСАРДЕ. НИКАКОЙ ТРЕВОГИ Я НЕ ПОЧУВСТВОВАЛА, ДУМАЛА, ЧТО ОН ХОЧЕТ ОТДАТЬ МНЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ДЕНЬ. ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ЕХАТЬ НА ВАЖНУЮ ДЕЛОВУЮ ВСТРЕЧУ НА АХМАДИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ. РЕЧЬ ШЛА О ПРЯМЫХ ЭФИРАХ С ТАТАР-ИНФОРМ. ДОЛЖНА БЫЛА ОБСУЖДАТЬСЯЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЯМОГО РАЗГОВОРА ЛОНДОН-КАЗАНЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА "БЕСЕДЫ О СЕВЕРНОМ ИСЛАМЕ", КОТОРЫЙ ОНИ ЗАДУМАЛИ И ВЕЛИ ВМЕСТЕ С КАЗАНСКИМ ЖУРНАЛИСТОМ РИНАТОМ АХМЕТЗЯНОВЫМ. НА ЭТУ ВАЖНУЮ ВСТРЕЧУ В ЛОНДОН ПРИБЫЛ КОМПЕТЕРНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ И ТЕЛЕ КОММУНИКАЦИЯМ ИЗ ГЕРМАНИИ.
НАКАНУНЕ МЫ БЫЛИ С РАВИЛЕМ В КОРОЛЕВСКОМ ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ, СЛУШАЛИ "ТРАВИАТУ". ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ СЧАСТЛИВЫЕ, НАРЯДНЫЕ, ПОЛНЫЕ НАДЕЖД И ПЛАНОВ НА БУДУЩЕЕ. ПО ДОРОГЕ ИЗ ОПЕРНОГО ТЕАТРА ГОВОРИЛИ О ЛИБРЕТТО ПО ТАТАРСКОЙ СКАЗКЕ "БЕЛЫЙ ВОЛК", НАД КОТОРЫМ ОН ТОГДА РАБОТАЛ. СПРОСИЛ МЕНЯ, НЕ МОГУ ЛИ Я ПОМОЧЬ В РАЗРАБОТКЕ НЕКОТОРЫХ СЦЕН, Я СОГЛАСИЛАСЬ.
СКАТИВШИСЬ С ЛЕСТНИЦЫ В ГОСТИНУЮ (МУЖ ВЕДЬ ТОРОПИТСЯ НА ВАЖНУЮ ВСТРЕЧУ!) Я АВТОМАТИЧЕСКИ ВЗЛЯНУЛА НА НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ: БЫЛО ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ УТРА 24 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА.
ОН СИДЕЛ В БОЛЬШОМ КОРИЧНЕВОМ КОЖАНОМ КРЕСЛЕ ВЦЕПИВШИСЬ В МЯГКИЕ ПОДЛОКОТНИКИ. ТИХО СКАЗАЛ: "МНЕ ПЛОХО... СЕРДЦЕ БОЛИТ ТАК, КАК ДО ОПЕРАЦИИ... ДАЖЕ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ..."
ОН НЕ БЫЛ БЛЕДНЫМ. ГУБЫ НЕ БЫЛИ СИНИМИ, КАК МЫ ВСЕ ЗНАЕМ ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ЧЕЛОВЕК, У КОТОРОГО ПРОБЛЕМЫ С СЕРДЦЕМ. МИНОВАЛО ПОЧТИ ПЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ТЯЖЕЛЕЙШЕЙ ОПЕРАЦИИ ПО ШУНТИРОВАНИЮ ЕГО СЕРДЦА. И С ТЕХ ПОР ОН ЖИЛ - НА ВСЮ КАТУШКУ, ЛЕТАЛ ПО ВСЕМУ МИРУ, ДЕЛАЛ МНОЖЕСТВО РАБОТ СРАЗУ. "ВАЯЛ - РИСОВАЛ-ЧЕКАНИЛ" КАЖДОЕ СЛОВО. БЫЛ ЖАДЕН В РАБОТЕ И ЛЮБВИ. А ЖИЗНИ РАДОВАЛСЯ, СЛОВНО РОДИЛСЯ ЗАНОВО. И ВОТ...
ДИАЛОГ:
- ТЫ ЛЕКАРСТВО ВЫПИЛ?
- ДА... 20 МИНУТ НАЗАД. (МЫСЛЬ: ЗНАЧИТ ОБЫЧНЫЕ ЕГО УТРЕННИЕ ЛЕКАРСТВА УЖЕ ДОЛЖНЫ НАЧАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ)
- А СКОРУЮ ПОМОЩЬ ВЫЗВАЛ?
- А ТЫ ДУМАЕШЬ НАДО?...

СТАЛ НАБИРАТЬ 999 И ПОСЛЕ ВТОРОЙ ЦИФРЫ УРОНИЛ ТРУБКУ. ГОЛОВА СКЛОНИЛАСЬ НАБОК.
МНЕ КАЖЕТСЯ Я ВИДЕЛА, КАК ЕГО ДУША ОТОШЛА К БОГУ...
СТРАШНО, НО НУЖНО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ ИМЕННО ТЕПЕРЬ.
ВЕДЬ УТРОМ - РОВНО В ДЕВЯТЬ - ОН ГОВОРИЛ ПО ТЕЛЕФОНУ ИЗ НАШЕЙ СПАЛЬНИ РОВНЫМ ГОЛОСОМ. СПОКОЙНО УШЕЛ ВНИЗ, ЧТОБЫ СОБРАТЬСЯ В ДОРОГУ. НО ОКАЗЫВАЕТСЯ УЖЕ ИЗ ГОСТИНОЙ ОН ПОЗВОНИЛ И ОТМЕНИЛ ВСТРЕЧУ.

ДО ПРИЕЗДА СКОРОЙ Я ДЕЛАЛА ЕМУ ИСКУСТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ, ДЫШАЛА РОТ В РОТ, ДЕЛАЛА МАССАЖ - КАК МЫ ВСЕ ЭТО ВИДЕЛИ МНОЖЕСТВО РАЗ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ И В КИНО. ЕЩЕ ДВА ЧАСА ДВЕ БРИГАДЫ СКОРОЙ ПЫТАЛИСЬ ЕГО РЕАНИМИРОВАТЬ.

А Я ВЫШЛА В САД И ОБРАТИЛАСЬ К НЕБЕСАМ. ПРОСИЛА ОСТАВИТЬ ЕГО С НАМИ - ВЕДЬ СТОЛЬКО ДЕЛ ОСТАЛИСЬ НЕЗАВЕРШЕННЫМИ! ТЕПЕРЬ ВСПОМИНАЮ, ЧТО ПРОСИЛА ЕГО ВЕРНУТЬ НЕ ДЛЯ СЕБЯ - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО НЕ МНЕ СУДИТЬ - А ДЛЯ ТОГО, ЧТО ОН ЕЩЕ ДОЛЖЕН БЫЛ УСПЕТЬ СДЕЛАТЬ. И ДЛЯ ВНУЧКИ САШЕНЬКИ - ЕГО ЛЮБИМИЦЫ, ОСТАВШЕЙСЯ В СЕМЬ ЛЕТ БЕЗ ОТЦА, А В ШЕСТНАДЦАТЬ И БЕЗ ПОСЛЕДНЕЙ, ТАКОЙ КРЕПКОЙ И НАДЕЖНОЙ ОПОРЫ.

ЧЕРЕЗ ТРИ ЧАСА, НЕОСОЗНАВАЯ ЕЩЕ ДАЖЕ НА КАКОМ Я САМА СВЕТЕ. Я ПОЗВОНИЛА В КАЗАНЬ ЛИЕ ЗАГИДУЛЛИНОЙ И СКАЗАЛА: "ПОДНИМАЙ НА НОГИ ВСЕХ - ОН ВСЕГДА ПРОСИЛ МЕНЯ, ЧТОБЫ Я ПОХОРОНИЛА ЕГО В КАЗАНИ..."
ТАК И СЛУЧИЛОСЬ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ДАВНЕГО-ДАВНЕГО СНА.

СОН 1978 ГОДА:

Мы были еще молоды и, как все молодые, думали, что будем жить вечно. И вдруг этот сон. Словно из другого мира.

Мне снилось, что я сижу в доме своего деда на Украине и смотрю в окно. А там идет сильный дождь, ливень. И множество людей в белых одеждах бегут под дождем и несут на носилках что-то длинное, завернутое в белую ткань. Снилось мне, что я выглянула в окно и спросила: «Куда торопитесь? Что несете?». И услышала в ответ: «В Казань идем – Бухарая хоронить!».

В те времена, я, конечно же, не была знакома с похоронным мусульманским ритуалом, но именно татарские традиционные похороны приснились мне задолго до того, как мой муж стал по-настоящему религиозен.

Тогда же Равиль сказал мне: «Запомни это, и, когда бы и где бы это ни случилось, похорони меня в Казани на кладбище моих отцов». И я дала ему слово, хотя трудно было поверить в смерть, когда мужу было только 27 лет, и впереди была большая жизнь. Прошло 34 года и сон исполнился, и я выполнила свое обещание - во исполнение вещего сна - с помощью братьев Равиля по вере и по отзывчивости людей в самой Казани.

ПОМЯНИТЕ ЕГО. ВСПОМНИТЕ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ.

Его старший современник, крупнейший писатель ХХ века Чингиз Айтматов считал, что его «творческие достижения являются… для нас открытием века не только татарской культуры, но и общероссийской, и общечеловеческой… Произведения Бухараева настолько значительны по смыслу и формам, что можно сказать с полным основанием и с энтузиазмом: Равиль Бухараев – интеллектуальная гордость нации!»

А.М.ХАЗАНОВ

Заведующий отделом института востоковедения РАН,

доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН

НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ

«И невозможное возможно,
Дорога долгая легка…».

Александр Блок

«Нет пророка в отечестве своём», - это изречение как нельзя более отразилось в судьбе Равиля Бухараева. Соотечественники, друзья и даже родственники покойного учёного и мыслителя, готовясь опустить в холодную могилу бренные останки его, лишь более или менее смутно сознавали, кого потеряла российская и мировая наука и культура.
Мне посчастливилось вытянуть у судьбы счастливый билет. Моя жизнь пересеклась, и мне удалось близко познакомиться и даже подружиться с Равилем Бухараевым. Это был человек во многих отношениях таинственный и загадочный. А я очень люблю загадочных людей. Апробированные менее интересны.
Действительно, судьба Равиля Бухараева относится к числу тех, которые не могут не удивлять. Он прожил короткую, не простую и необычайно яркую жизнь, успев сделать так много доброго и значительного, что трудно поверить, что это по силам одному человеку. Однако Р. Бухараев доказал, что небываемое бывает.
В моём представлении, Равиль Бухараев был, прежде всего, воплощением таланта - и творческого и человеческого. Это был редкий случай – в одном человеке соединилось всё: он был красивым импозантным мужчиной, потрясающе одарённым, эрудированным учёным, поэтом и мыслителем, и в то же время обаятельным человеком, остроумным собеседником.
Бухараев родился 18 октября 1951 года в Казани в семье студентов Казанского университета. Его отец Раис Бухараев стал известным ученым Казанского университета, доктором технических и физико-математических наук, основателем казанской школы математической кибернетики. Равиль также решил продолжить династию и поступил на механико-математический факультет Казанского университета и успешно закончил его в 1974 году, а затем он стал аспирантом МГУ, где до 1977 года занимался исследованиями в области теоретической кибернетики.
Благодаря своему незаурядному таланту, любознательности и необычайной силе воли, целеустремлённости и упорству в достижении цели, Равиль Бухараев сумел занять выдающееся место в татарской, российской и мировой науке, прежде всего как крупнейший знаток исламской теологии и поэзии. Это действительно был self-mademan.
Живя в Лондоне, он почти 20 лет проработал в русской службе Би-би-си, являясь, как говорят англичане, одним из её якорей, готовя в эфир лучшие передачи, например, знаменитую дискуссионную программу «Радиус». Помню, с какой гордостью он водил меня по просторному зданию Всемирной службы Би-би-си, показывал свою студию и то место, где он сидит, вещая на Россию и страны СНГ.
Обладая необычайными способностями и эрудицией, Равиль Бухараев оставил значительный след в самых разных областях знания – от политологии и философии до переводов лучших творений татарской классической поэзии. И как у фригийского царя Мидаса, всё к чему он прикасался, превращалось в золото.
Будучи человеком энциклопедических знаний, он одинаково свободно писал на русском, татарском, английском и венгерском языках.
Несколько раз Равиль приглашал меня в свою переводческую будку на Всемирных съездах («Джалсах») Ахмадийской Мусульманской Общины в Лондоне, и я с восхищением и (не скрою) с завистью слушал, как блистательно он переводил речи ораторов на разных языках.
Блестящий эрудит и оригинальный мыслитель, Равиль Бухараев, хотя и прожил короткую жизнь, оставил богатейшее творческое наследие, написанные им блестящие по форме и содержанию книги буквально катапультировали его на Олимп науки. Его работы поражают интеллектуальным фейерверком и филигранной отделкой.
Истинный масштаб Равиля Бухараева как учёного и мыслителя и его вклад в культуру и науку ещё не оценены. Это будет сделано, возможно, только следующими поколениями.
Беседы с этим тонким и рафинированно интеллигентным человеком для меня всегда были подлинным духовным пиршеством, бражничаньем ума, блаженным и беспробудным интеллектуальным опьянением. Он был носителем гигантского объёма знаний и буквально фонтанировал собственными оригинальными идеями. Это был уникальный человек, гражданин мира, впитавший в себя несколько культур.
Я не раз задумывался над вопросом: как удалось этому татарскому юноше, окончившему физико-математический факультет Казанского университета, подняться на Олимп гуманитарной науки и стать похожим на титанов эпохи Возрождения?
Я пришёл к выводу, что этот феномен объясняется тем, что Р. Бухараев с детства испытывал неутолимый голод к знаниям, и, словно чувствуя, что ему отмерена недолгая жизнь, старался как можно больше узнать, успеть и сделать. Именно этот голод, как бешеный пёс, больно кусающий за пятки, гнал его вперёд всю жизнь, не давая остановиться или передохнуть, гнал, не зная ни жалости, ни снисхождения, и эта гонка, в конце концов, истощила и подорвала его жизненные силы.
С детства им владела страсть к чтению, это был как раз тот случай, о котором Сомерсет Моэм писал: «Для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а он сам – его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дёрганным и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который если оставить его без спиртного, набрасывается на политуру и денатурат, он с горя примется за газетные объявления пятилетней давности и телефонные справочники». 1
Когда Равиль водил меня по своему лондонскому дому и вокруг него, он с особым удовольствием показал мне свою гордость – обширнейшую библиотеку и гордость своей любимой жены Лиды – прекрасные, со вкусом и любовью подобранные цветы перед фасадом дома.
Равиль Бухараев всегда с гордостью говорил, что является татарином и правоверным мусульманином.

1 С. Моэм. Дождь. Рассказы, М., 1964, стр. 311.
Татарам удалось сохранить свою культурную идентичность, хотя на протяжении многих веков они были объектом русификаторской политики Москвы. Вспомним хотя бы об указах Петра I о «крещении инородцев» и предоставлении льгот крестившимся, за этими указами последовало массовое принудительное крещение. К 1744 году в Казанской губернии было разрушено 418 мечетей из 536.
Р. Бухараев сделал много для возрождения культуры татарского народа. Он был, прежде всего, татарским поэтом, первым создал венок сонетов на родном языке, перевёл на русский и английский языки лучшие произведения татарской поэзии и является лауреатом Государственной премии имени Г. Тукая. Но наивно думать, что Равиль Бухараев принадлежит только татарской культуре. Сейчас после его ухода становится всё более и более ясно, что рядом с нами жил и работал выдающийся мыслитель, чьё богатое творческое наследие принадлежит всему человечеству. Все его работы пронизывает одна главная идея – чудо всеединства, кровное родство наций, религий, языков, душ и сокровенных помыслов людей. По существу он пытается решить задачу, которую ставил ещё Валерий Брюсов – «примирить в высшем единстве начала Востока и Запада», чтобы осуществить «синтез двух культурных миров человечества».
Во всех своих книгах он стремился выяснить не столько различие, сколько сходство культурно-исторических процессов развития разных цивилизаций. Он рассматривает цикличность истории, взлёт и падение цивилизаций как процесс приобретения, осмысления и применения ими разнообразной информации. При этом он считает, что степень развития, качество цивилизации напрямую связаны с эффективностью переработки имеющейся в её распоряжении информации.
Наиболее глубоко эта идея разработана в книге Р.Бухараева «Ностальгия по откровению», М., 2005.
Я горжусь тем, что он доверил мне почётную миссию быть автором предисловия к этой книге. В ней он блестяще показал сходство процессов развития ислама и христианства в России, культурно-политический взаимообмен, создавший историческую общность людей, которая называется многонациональным народом России.
Особый интерес у автора книги вызывает борьба исламской практической философии с консервативным богословием, косной догматикой и легендарностью, которые проникли в сферу исламского законодательства на протяжении веков.
Именно эта затянувшаяся агония косной Догмы, как считает автор, и вызывает в мире всплески религиозной нетерпимости и насилия, совершенно несвойственные исламу как религии и образу жизни.
Каким образом на протяжении веков философия и практика ислама боролась с консервативностью догм и почему вообще появились эти исламские догмы – на все эти вопросы отвечает книга Равиля Бухараева.
Его исследование основано на исторических фактах, подчёркнутых из первоклассных русских, арабо-мусульманских и западноевропейских источников.
Книга Р. Бухараева «Ностальгия по откровению» «представляет собой итог многолетних изысканий и размышлений автора. Это блестящее по форме и зрелое по содержанию исследование, важные достоинства которого – творческое, неординарное осмысление исторического материала, самостоятельные оригинальные суждения автора по многим рассматриваемым вопросам. Он умеет видеть за фактами, дальше фактов, строить целостную картину мира на основе первоисточников в сочетании с математическим лаконизмом и элегантностью изложения.
Из других многочисленных сочинений Р. Бухараева наибольшую ценность, на мой взгляд, имеют написанные им на английском и русском языках монографии «Модель Татарстана» (Курзон Пресс, Лондон, и Сент Мартинс Пресс, Нью-Йорк, 1999. На русском языке эта книга вышла в Санкт-Петербурге в 2000 году) и др.
Нельзя не отметить также ряд книг и статей Р. Бухараева, посвящённых Ахмадийяту, - это мусульманская община, основанная в 1889 году Хазратом Мирзой Гуламом Ахмадом из Кадиана (Индия). Она названа так в честь Святого Пророка Ислама Мухаммада, по его второму имени – Ахмад. Ныне община мусульман-ахмади насчитывает несколько миллионов членов.
Она имеет центры в 200 странах мира, то есть практически по всему земному шару.
Всемирное Ахмадийское Движение в исламе призывает к межрелигиозному диалогу. Оно провозгласило своим лозунгом слова: «Любовь ко всем, ненависть ни к кому». Оно считает себя общиной возрождения ислама в его первозданной чистоте средствами межрелигиозного диалога и убеждённой веры и полностью отказывается от применения силы, как в религиозных, так и мирских делах. 2Р. Бухараев был активным членом Всемирного Ахмадийского Движения в

2 Подробнее см. Бухараев Р. Ностальгия по откровению. М., 2005, с.245

исламе. Он побывал в Кадиане, где родился основатель Ахмадийской
Общины и который, согласно его пророчеству, превратился из захолустной
деревушки в город, известный во всех уголках земли.
Р. Бухараев принимал активное участие в съездах (джалсах) Всемирного Ахмадийского Движения, ежегодно проводящихся в окрестностях Лондона.
Р. Бухараев много сделал для того, чтобы познакомить интеллектуальную элиту России с историей и гуманными миролюбивыми принципами Ахмадийского Движения. В этой связи следует особо отметить осуществлённую Равилем Бухараевым весьма трудоёмкую работу по переводу на русский язык объёмного труда Второго Халифа Общины мусульман-ахмади Хазрата Мирзы Башир-уд-дина Махмуда Ахмада «Приглашение в Ахмадийят» (Лондон, 2006 год), а также его участие в переводе на русский язык Священного Корана. (Священный Коран, арабский текст с русским переводом, М., Наталис, 2007 год).
К величайшему сожалению, уход из жизни неизбежен, но когда уходят из жизни такие неординарные личности, как Равиль Бухараев, это воспринимается всеми, кто его знал, как тяжёлая и невосполнимая потеря.
Мы потеряли блестящего эрудита и оригинального мыслителя.
Его уход оставил огромную брешь в рядах современников. Равиль Бухараев, несомненно, был совершенно неординарной личностью, супер-интеллектуалом, и его уход делает мыслящую Россию намного беднее.

СУЛТАН ЯШУРКАЕВ

Писатель, поэт, публицист

ЕГО НАРОД - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Равиль был поэтом большого слова, бессмертного слова. О его поэзии сказано не мало, но всецело объять и оценить творчество этой громадной величины личности нам еще предстоит, в этой оценке получит, наверное, ответ и вопрос: чьим поэтом был Равиль Бухараев. Да, как татарин, он был татарским поэтом, первым создал венок сонетов на родном языке, был и известным в стране русским поэтом. Венгр может сказать, что он венгерский поэт - прекрасно зная венгерский, создал венок сонетов и на этом языке, был он и английским поэтом – писал на английском тоже, много лет жил, работал, творил в Англии. Однако, его творческий гений «выше», одной национальности, Равиль Бухараев, - на каких бы языках не писал, - поэт для всех нас - общечеловеческий.

Творчество Бухараева не ограничивается блестящей поэзией и прозой, он многогранен, напоминает творцов эпохи Возрождения, это человек энциклопедических знаний, его духовное зрение проникает в глубь жизни не одного («своего») народа, его народ – человечество, его философия охватывает весь ареал обитания потомков Адама, для него оно дети одного отца – единого Бога. Он делает титанические усилия для сближения разных культур, религий, всего того, что разделяет людей, народы, страны, раздирает всю планету. Он объездил и исходил почти всю планету, сея мир, добро,разумное. Его труды по истории Ислама, написанные им на английском, изучаются во многих университетах мира. Он был прекрасным знатоком истории тюркского мира, знатоком поэзии Золотой орды, благодаря ему стали известны забытые имена многих великих поэтов того периода. Им написаны труды по истории Татарстана, по экономическому развитию края…

Большое видится, говорят, на расстоянии. И сегодня, когда между ним и нами лежит расстояние равное жизни и смерти, нам еще только предстоит увидеть и оценить его огромный вклад в общероссийскую культуру.

Поделитесь в память о Равиле Бухараеве, Аделе Мустафине и Виталии Ермолове. ​http://www.medsbt.ru/aktsii/739/​https://yadi.sk/d/P6mJr8PT3Fny2i​


Комментарии:


  • utilea
    2017-04-29 20:36:24
    Лидия, благодарю и жду продолжения.