Форпост невыученных уроков

Стратегия президента Путина В.В. на консолидацию элит,

объединение судебной власти и повышение доверия к правовым

способам разрешения конфликтов является единственно возможной в

современном резко конфликтном мире.

Главное событие года для всех юристов и не только.

Анализируя длинных ряд всевозможных сенсаций, которыми,

несомненно, был богат завершившийся наконец-то по европейскому

календарю 2013 год, можно выделить несколько особо значимых

общественных событий. Для каждого читателя они свои специфические

и это совершенно нормально. Но для всех граждан России и особенно

юристов есть одно бесспорно самое, претендующее на звание судьбоносного.

Речь идёт об анонсированном президентом Владимиром Путиным в июне

объединении Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Процесс

стремительно запущен и даже поправки в Конституцию России были

внесены умопомрачительно быстро. Сам факт такой невероятной спешки

в чрезвычайно деликатных и фундаментальных вопросах освобождает от

необходимости доказывать, что именно это событие 2013 года является

центральным для гражданского общества и государственного устройства

страны.

Уже известно, что объединенный суд переедет в Санкт-Петербург,

назовут его по-прежнему Верховным и это настораживает многих

экспертов. Внутри него, по мнению главы кабинета министров Дмитрия Медведева, "должны остаться действующие палаты – арбитражные суды,

суды общей юрисдикции и, может быть, административные суды". То есть

давно обещанной административной юстиции в международно-правовом

смысле термина нам опять не гарантируют. Но точно объявлено, что такой

условно-самостоятельной веточки судебной власти, как арбитражный суд,

года через два попросту не останется.

Судьбоносное для российской судебной системы и страны в целом

предложение президента России на питерском экономическом форуме-2013

вызвало яркие разнонаправленные реакции. Вопрос о сильном, едином и

независимом суде является не просто лозунгом всех оппозиционных сил, не

только официально провозглашенной целью идущей уже 20 лет реформы,

но общепризнанным залогом успешного развития рыночной экономики и

инвестиционной привлекательности государства. Но давно обсуждаемую

идею подлинного реформирования нынешней судебной системы путём

именно слияния двух высших судебных инстанций поддержали фактически

лишь госчиновники и парламентарии. А конкретные методы реализации

этого лозунга активно раскритиковали многие эксперты и даже сами судьи.

Сегодня различные эксперты утверждают, что надежда на реальные

реформы, "Эра Просвещения" вместе с "лучами света в конце тоннеля"

проявилась в отечественной "третьей власти" только с позитивными

изменениями Высшего арбитражного суда РФ. В тоже время, российские и

международные правозащитники тревожно отмечают, что в это самое время

в судах общей юрисдикции - в лучшем случае вторая половина XX века без

признаков реальных перемен и копировать их не следует.

Судебно-правовая реформа в целом неизбежна и последовательно

направлена на укрепление экономических основ государственного строя и

рынка юридических услуг в частности. 28 марта 2013 года Правительством

РФ одобрена государственная программа "Юстиция", направленная

на решение целого ряда принципиальных задач в сфере российского правосудия и правовой помощи населению. Вопрос теперь заключается

в том, какие именно тенденции возобладают на практике при реализации

этого, уже пятого по счёту этапа судебной реформы в современной России.

Важно непременно разобраться в сути проблемы, увидеть конечную цель

предпринятых кардинальных преобразований.

Сложно ожидать, что законодатели в принципе сумеют предложить

нам универсальный рецепт для решения всех проблем правоприменения,

но тот факт, что действовать нужно срочно и решительно, уже ни у кого

не вызывает сомнений. Существующая сегодня реальная конкуренция

внутри судебной системы страны демонстрирует самые уродливые образцы

непредсказуемого произвола, которые не только грубо нарушают права

человека, но и формируют явно негативный образ нашего государства.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ СО ШЛЕЙФОМ НЕРЕШЁННЫХ ПРОБЛЕМ

Директор Агентства правовой информации «Человек и Закон».

Пантелеев Б.Н.


Комментарии:


  • svetasad
    2014-01-30 15:15:24
    Безусловно, для юристов данный процесс много значит. Мне, как человеку несведующему, трудно судить о плюсах и минусах. Ясно одно, перемены назрели
  • Александр Кагор
    2014-01-31 08:17:32
    Согласен с предыдущим комментом, из прочитанного не понял, затеваемая реформа - это плохо или хорошо? Или будет как всегда? Мне кажется, статью может понять только человек со специальным образованием.
  • bnp1
    2014-01-31 11:43:49
    Продолжение http://ut-ile.ru/politkorrektnostb/4712-forpost_nevyiuchennyih_urokov
  • utilea
    2014-01-31 19:41:58
    Спасибо. Пошла читать продолжение.